Логотип

Пресс-служба

Минсельхоза РФ

На главную Карта сайта Написать письмо
22.09.2019
АГРОИстория
Указ 9 Ноября 1906 года — основополагающий акт аграрной реформы

9 ноября 1906 года издается (по ст. 87 Основных законов) главный законодательный акт аграрной реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию классакрестьян — полноправных собственников земли.

Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющийземлей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой вличную собственность причитающейся ему части из означенной земли».Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связаннойнекоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, ихобществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залогимел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, чтоукрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, ане коллективной собственностью крестьянской семьи.

В тех обществах, где переделов общинной земли не былосвыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тотучасток земли, которым он пользовался на постоянной основе. В тех обществах,где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность подлежал такойучасток, который данному домохозяйству в настоящий момент следовал по темпринципам, по которым был произведен последний передел (например, по количествуработников в семье); дополнительная земля уже подлежала выкупу у сельскогообщества.

При укреплении в собственность участков за новымисобственниками сохранялось прежнее право пользования неразделяемыми общиннымиземлями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).

Домохозяева, желающие закрепить землю в собственность,должны были заявить о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано вмесячный срок собрать сельский сход и принять необходимое решение, для чеготребовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель могобратиться к земскому участковому начальнику, который далее принимал решение обукреплении своей властью. Жалобы на постановления сельских сходов и решенияземских начальников подавались в уездные съезды.

Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желалиполучить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос вразных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и домвладельца — «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельскоеобщество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнитьпутем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный переделземель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полногопередела и предоставить желающему выделиться на выбор владение тойчересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины безземли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принималарешение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному местувсем домохозяевам, которые о том просили.

Закон стимулировал выход на отруба путем предоставлениясобственникам отрубных участков более качественных прав собственности.Собственники чересполосных участков были уравнены в правах со старымиподворными владельцами. Они не могли огораживать и окапывать свои полоски идолжны были пускать на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле небыло засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свойсельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубныхучастков могли огородить свои участки и использовать их по своему усмотрению.Собственники чересполосных участков могли наследовать землю, но не моглипродавать её без согласия общины; собственники отрубных участков моглисовершать с ними любые сделки.

Выделение отрубов (разверстание) было технически иорганизационно более сложной задачей, чем традиционные переделы причересполосном землевладении. Следовало определить, что будет разделено, а что останетсяв мирском пользовании, найти принципы компенсации разной стоимости земли вразных местах за счёт размера участков, расположить новые проезды и прогоны дляскота, обеспечить участки доступом к воде, разобраться с оврагами изаболоченной местностью. При всем этом требовалось произвести обширные идорогостоящие геодезические работы на местности и камеральную обработку ихрезультатов. Как выяснилось, сами сельские общества не были способны справитьсяс этой задачей, в том числе и на условии найма ими профессиональных землемеров(в губерниях было очень мало землемеров, и они не были знакомы сразверстанием). Поэтому в данной части аграрная реформа буксовала, покаправительство не обеспечило местные землеустроительные комиссии необходимымштатом инструкторов и землемеров и не начало предоставлять услуги по землеустройствубесплатно.